В конце 40-х годов через Джанкой прошла дорога Харьков — Симферополь

Старая дорога через Чонгарский пролив
Старая дорога через Чонгарский пролив

В конце 40-х годов через Джанкой прошла дорога Харьков — Симферополь. По ее нынешней трассе эта дорога начала строиться в конце 40-х годов, как часть пути из Москвы в Крым.

По воспоминаниям Светланы Алилуевой, в 1946 г. Сталин поехал в Крым на автомобиле. Есть непроверенные сведения, что диктатор смог доехать по существовавшим тогда грунтовкам только до Тулы (возможно, до Мценска или Харькова), а потом ему пришлось пересесть на ЖД транспорт. Итогом неудавшейся поездки стало распоряжение о строительстве новой дороги.

Дорогу строили с нуля, в основном в обход населенных пунктов. По следам более ранней дороги в Крыму от Джанкоя до Симферополя можно проехать и по сей день справа от ЖД (где асфальт 60-х — 70-х годов, где щебёнка), а на участке от Чонгара до Джанкоя полуразрушенная старая дорога лежит рядом с главной автомобильной трассой на ЮБК.

На строительстве «сталинской» трассы в конце 40-х многие работы выполнялись заключенными, в частности, возле Харькова трудились немецкие военнопленные. С обеих сторон высаживались лесозащитные полосы.

Приказ генералиссимуса был короток: «Надо эту дорогу быстренько сделать. По ней советские люди будут ездить отдыхать на юг». В распоряжение строительства передали воинские части, подлежащие расформированию по демобилизации — 120 тысяч человек. Их двинули с юга. Навстречу, с севера, шли бригады обычных рабочих и многочисленных заключенных. Чтобы дело спорилось, на обоих фронтах работ к финишной черте ежедневно подкатывали бочку пива. Бригада, выполнившая норму первой, эту бочку осушала. Дальше — больше. Руководитель работ генерал-лейтенант В. С. Рясной добился, чтобы за выполнение определенного задания на каждом участке строительства вручали премии, за ударную работу досрочно освобождали по 200 заключенных, которых еще и награждали. Многие зэки раньше срока вышли на свободу с красным орденом на груди. А кроме бочек пива, трассу начали украшать столы с водкой и закуской — мощнейший стимул всенародного строительства. Источник данной информации — просталински настроенный писатель Ф.И. Чуев. Правдива она или нет, на его совести.

Старое здание ресторана Чонгар

Ресторан Чонгар

Старая дорога через Чонгарский проливОт старой дороги остался мост через Чонгарский пролив (справа от нового моста). А возле моста через Чонгар сохранилось в почти первоначальном виде трёхэтажное здание бывшего одноимённого ресторана, построенного явно по мотивам «Ласточкиного Гнезда». Он известен тем, что именно здесь Хрущёв в 1954 г. впервые высказал идею передачи Крыма Украине.

К 1 августа 1950 г. все 1399 км. от Москвы до Симферополя были закончены и приняты в эксплуатацию правительственной комиссией. Дорогу,  в разрушенной войной стране, построили всего за три с небольшим год.

По материалам сайта road-crimea.narod.ru