Мозжечок определяет креативность человека

Новость в соцсетях
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Ученые выяснили, что мозжечок не только контролирует наши движения, но также играет большую роль в выполнении высших когнитивных функций – вплоть до творческих.

Человеческий мозг с мозжечком и стволом мозга слева внизу. (Фото Science Picture Company / Science Picture Co. / Corbis.) Подробнее см.: http://www.nkj.ru/news/26522/ (Наука и жизнь, В мозжечке нашли творчество)

Человеческий мозг с мозжечком и стволом мозга слева внизу. (Фото Science Picture Company / Science Picture Co. / Corbis.)

Согласно недавним исследованиям, он помогает планировать сложное поведение, организовывать последовательность действий, а также участвует в речевой и творческой деятельности.

Изучению творческих способностей мозжечка была посвящена новая работа, вышедшая недавно в Scientific Reports, группы исследователей из Стэнфорда. В своих экспериментах Алле Райс (Allan Reiss) и его коллеги использовали функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ), которая позволяет увидеть активность мозга, соответствующую выполнению той или иной задачи.

30 мужчин и женщин, находясь в аппарате для фМРТ, рисовали несколько картинок на заданные слова. На каждое слово давалось по 30 секунд. Чтобы было с чем сравнивать творческую активность, участников эксперимента просили абсолютно нетворчески изобразить обычную зигзагообразную линию.

«Креативность» рисунков оценивали по нескольким параметрам: насколько картинка соответствует предложенному слову, насколько она проработана, насколько оригинальна, много ли элементов в неё входит и т. д. У самих участников эксперимента потом спрашивали, какое слово вызвало у них наибольшее затруднение.

Оказалось, что трудные слова стимулировали активность левой области префронтальной коры, которая выполняет функции когнитивного контроля и влияет на внимание и умение оценивать сложность задачи.

Однако уровень творчества, оригинальности и проработанности в картинках оказывался тем выше, чем слабее работала контролирующая левая префронтальная кора и при этом активнее работал мозжечок.

Авторы работы полагают, что структуры коры занимаются тем, что делают самый первый анализ новой задачи — от них зависит осознание задачи в общем виде. Затем в дело вступает мозжечок, который генерирует разные новые типы поведения, подходящие к новым условиям.

Читайте также: