Что делать, если «Крымэнерго» отключает вам свет

Новость в соцсетях
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

elektroschetchikВ июне монополист «Крымэнерго» проводит массовые отключения должников во всех регионах Крыма. В компании такую необходимость поясняют ростом задолженности абонентов перед поставщиком электроэнергии.

На должников не действуют никакие меры, кроме отключений, утверждают в «Крымэнерго».

Вроде бы, звучит логично и правильно, но такими же правильными должны быть и действия работников предприятия. То есть – соответствующими законам, которые защищают не только поставщика, но и потребителя. Первое, что необходимо знать абонентам, — правоотношения их и поставщика услуг энергоснабжения регулируются Законами Украины «О защите прав потребителей», «Об электроэнергетике», «О жилищно-коммунальных услугах», а также «Правилами пользования электрической энергией для населения».

Если у вас возникают какие-то вопросы, смело обращайтесь к этим законам.

Последний из названных документов оговаривает перечень оснований для отключения электричества. Это самовольное подключение к сети, воровство электроэнергии, срыв пломбы с аппаратуры учета, нарушение сроков оплаты, отсутствие оплаты за установленный прибор учета, неисполнение предписания Госинспекции по энергонадзору и снижение качества подачи электроэнергии по вине потребителя.

Сумма платежей за электроэнергию устанавливается по прибору учета (электросчетчику). При этом если доступ к прибору учета для контролера невозможен, представитель энергопоставщика выписывает платежный документ на основании данных о фактическом потреблении электрической энергии за предыдущий период, о чем делается соответствующая отметка в личном счете потребителя. Если в течение двух расчетных периодов представитель предприятия не имел доступа к прибору учета, он оставляет потребителю в почтовом ящике сообщение о дате следующего посещения. Если после этого потребитель не передал сведений о количестве потребленной им энергии, то поставщик имеет право через 30 дней после даты отправки письменного предупреждения прекратить поставку электрической энергии. Это при наличии задолженности. Но и здесь бывают спорные моменты.

Первый вариант – кто-то что-то напутал, и вы считаете, что задолженности на самом деле нет, а «Крымэнерго» настаивает на наличии долга. Как разъясняет на своем сайте компания, в ситуации с фактическим отсутствием задолженности при данных в ведомости о ее наличии, прежде всего, необходимо произвести сверку и выяснить причину расхождений. Это может быть неверно рассчитанная льгота, неправильно снятые показания счетчика, непоступление оплаты из банка, математические ошибки. Стоимость электроэнергии рассчитывается программным комплексом «Крымэнерго» на основании показаний электросчетчиков, зафиксированных контролерами или внесенных потребителем в квитанции. Но если у потребителей возникают сомнения в правильности начисления сумм, они могут обратиться в окна справок районов электросетей по месту жительства.

Если вы выяснили, что долг все-таки есть, то и это еще не дает «Крымэнерго» оснований для отключения. По закону, если абонент не оплачивает услугу в течение 10 дней с даты, обозначенной в договоре как дата оплаты, и если до 20-го дня поставщик не получает подтверждения оплаты, он обязан выслать предупреждение на адрес абонента. Только после 30 дней просрочки платежа поставщик получит право отключать должника. Кстати, отключение перед выходными и праздниками запрещено. Все это прописано в тех же «Правилах пользования электрической энергией для населения».

Предположим, письменного предупреждения вы не получали. Значит, пришедшие к вам контролеры имеют право лишь предупредить о возможном отключении, после чего начинается отсчет времени. Как показывает практика, так происходит не всегда. Иной раз абонент по каким-либо причинам не получил уведомлений, но его приходят отключать. Здесь следует помнить следующие нюансы.

По закону, представители «Крымэнерго», заявляясь в дом абонента, должны предоставить документы, разрешающие провести отключение. Это удостоверяющие их место работы «корочки», а также документ с распоряжением об отключении и заверенная печатью и подписями справка об имеющейся задолженности. Причем у всех контролеров должны быть не просто служебные удостоверения с указанием ФИО, должности, данных, кто выдал или заверил удостоверение, фотографией, а и обязательно с печатью с указанием наименования предприятия либо его структурного подразделения и кода ЕГРПОУ. Простые штампы «Для удостоверений» можно изготовить и кустарно.

Если вы не увидели хоть одного из перечисленных документов, вы можете стать жертвой мошенника либо контролера, который ходит вне закрепленной за ним территории и улаживает вопросы за взятки. Организация энергоснабжения должна информировать потребителя документом, что именно это должностное лицо уполномочено на действия от имени организации.

Если контролер не предоставит все названные документы, но отключит вас, ответственность за это он будет нести по ст. 186 КУоАП (самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному законом порядку, осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам, государственным или общественным организациям) или по ст. 356 Уголовного кодекса Украины (самоуправство, то есть вопреки установленному законом порядку, совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается отдельным гражданином или предприятием, учреждением либо организацией, если такими действиями был причинен значительный вред интересам гражданина, государственным или общественным интересам или интересам собственника).

Если контролер настоящий, документы на месте, но вы не согласны с составленным актом об отключении, сразу обжалуйте его в суде. Потому что только суд может запретить отключать вас до рассмотрения спора по существу.

Если же свет уже отключили и в суде будет доказана вина поставщика в неправомерном действии, он будет не только нести административную или уголовную ответственность, но и выплачивать стоимость недоданной электрической энергии, а иногда моральный и материальный вред, если вам удастся его доказать.

Также не допустите следующих нарушений со стороны поставщиков электроэнергии: фальшивая услуга подключения (когда рекомендуют подключиться самостоятельно, хотя за самовольное подключение предусмотрен штраф), отключение электроэнергии на площадке в случае, если сети находятся на балансе ЖЭКа, а его разрешения на манипуляции не было.

Не бойтесь защищать свои интересы! Кто бы перед вами ни был, чиновник, контролер, милиционер, превыше всего ваши человеческие права, которые вы можете отстаивать всеми законными методами.

Материал подготовлен в рамках спецпроекта «Правовая защита«, который «События Крыма» реализуют в сотрудничестве с Крымским правозащитным центром «Действие». 

Читайте также:

комментария 2

  1. Игорь:

    «Что делать, если «Крымэнерго» отключает вам свет» — привыкнуть к тому что для Крымэнерго люди это далеко не люди, а «быдло»!!!! сделали себе там государство в государстве, наглые, ведут себя по хамски не взирая даже на возраст человека который к ним обращается!!!! в принципе чего еще следовало ожидать, Крымэнерго монополист и плевать дядя Ахметов хотел на всех !!!

    • Аноним:

      Вот именно. А подать в суд будет проблематично на них, я слыхал что суд нашего Джанбула даже не принимает иски против них.