Майское: три события крымской истории и не только...

Джанкой » Джанкойский район » Майское: три события крымской истории и не только...

Село Майское так слилось с поселком Азовское, что порой трудно определить, где Майское, где Азовское. Одна половина улицы в поселке, другая — в селе. Сходство с поселком придают многоэтажки. Большой населенный пункт в почти две с половиной тысячи жителей является центром сельского совета. История Майского не так уж глубока, зато в ней были события, которые прямо повлияли на историю нескольких Посмотреть большое фото стран.

До 1917 года территория современного села принадлежала крупному землевладельцу Карашайскому и использовалась как пастбище. Рассказывают, что его любимым занятием было ездить верхом на коне наперегонки с проходящими мимо поездами.

После установления Советской власти усилился прилив переселенцев в Крым. В 1923 году переселенцы, преимущественно, евреи из Витебской, Могилевской, Гомельской, Волынской и других губерний Белоруссии и Украины приехали в село Колай, чтобы поселиться на соседних незанятых землях.

Место для поселения оказалось удачным. Неподалеку от будущего села была железнодорожная станция Колай, а также источник питьевой воды. Жить сначала пришлось на пристанционных складах Колая, в землянках. В течение 1923-1924 годов на юг от железнодорожной линии появилась улица, были заложены первые виноградники, сады. Так было основано село Хаклай (с иврита — «земельное угодье»). В нем находилось тогда 289 жителей.

В 1929 году Хаклай был переименован в Майфельд (в переводе — «майское поле»). В начале 30-х слева от железнодорожной линии возникла еще одна улица — здесь поселились прибывшие переселенцы из Херсонской области и других городов Украины.

Обо всем этом рассказал Валерий Иванович Левин. Старожил, бывший директор Майской школы, некогда председатель сельсовета, историк — кому еще лучше знать историю родного села? И Валерий Иванович с удовольствием поведал о послевоенных годах в Майском, годах подъема и развития хозяйства. Его мать, Клара Ефимовна, была известным агрономом, награждена за свой труд орденами Ленина и Октябрьской революции, медалями ВДНХ, в том числе Большой Золотой.

В семье, потерявшей отца-немца в военные годы, в почете был труд и знания. Потому и В. Левин с детства прошел школу работы в сельском хозяйстве, а также закончил исторический факультет Симферопольского пединститута. Известный спортсмен, хороший учитель, мудрый наставник — вот что говорят о нем односельчане. За многие годы учительства через сердце Левина прошли тысячи жителей Майского.

А о довоенной истории села поведал Михаил Михайлович Непомнящий. Это поистине легендарный житель Майского. Родившись в Майфельде в 1926 году, Михаил Михайлович обладает уникальной памятью, что как бы противоречит его фамилии. А еще у него — целый архив различных материалов по истории еврейского поселения на месте нынешнего Майского. Есть даже эксклюзивные книги воспоминаний, присланные Непомнящему из Израиля и других стран.

Всю жизнь Непомнящий работал, был директором передового вино-сокового завода. Михаил Михайлович много лет бессменно возглавляет районный Совет ветеранов, и пользуется заслуженным уважением в Крыму. Именно стараниями седовласого ветерана Посмотреть большое фото создан музей истории села в Майской школе. В его экспозиции — фотографии и материалы, рассказывающие о зарождении поселения, еврейских страницах его хозяйственной истории, трагических событиях войны, восстановлении хозяйства и трудовых буднях послевоенных лет.

Но обо всем написать сжато трудно, и я решил поведать читателям только о трех событиях истории Хаклая-Майфельда-Майского. Событиях знаковых и — малоизвестных...

ЕВРЕЙСКИЙ ПАТРИОТИЗМ ЗАРОДИЛСЯ В КРЫМУ?

Чтобы понять последующий материал, надо объяснить несколько понятий — алия, Хе-Халуц, Комзет, а также роль знаменитого Иосифа Трумпельдора.

Итак, алия. В переводе с иврита означает «восхождение», а суть понятия — переселение евреев в Израиль на постоянное жительство или как название группы евреев, прибывшие в Эрец-Исраэль из какой-либо страны или в определенный промежуток времени (например, германская алия, пятая алия).

С возникновением движения алия означает личное участие сиониста в деле возрождения еврейского народа на древней родине, и термин стал включать в себя элементы жертвования личными интересами во имя претворения в жизнь национальных идеалов. Алия продолжалась почти беспрерывно на протяжении всей еврейской истории, но термин алия стал применяться главным образом со времен более или менее значительного притока еврейских репатриантов, начавшегося в 80-е годы 19 века.

Уже в 1924 году Комзет приступил к основанию новых еврейских деревень на Украине. Еврейскую местечковую бедноту переселяли на необрабатываемые свободные земли; при выделении земельных фондов ставилась задача объединить еврейские земледельческие поселения (колонии) в единый сплошной массив, заселенный евреями. В середине 1920-х годов Комзет выдвинул проект еврейской сельскохозяйственной колонизации в качестве пути решения еврейского вопроса в СССР и альтернативы программе сионизма. Первоначально для этого была выделена необжитая северная и северо-восточная степная часть Крыма.
Предварительные затраты на подготовку земель Комзет рассчитывал произвести за счет поступлений средств и технического оборудования из-за границы. В Крыму под еврейское переселение было отведено 342 тысячи гектаров, главным образом в Евпаторийском и Джанкойском районах, из которых в 1930 году был выделен Фрайдорфский еврейский национальный район (240 тыс. га). В 1927-м был выдвинут проект массового еврейского заселения одного из районов Приамурья, получивший по политико-стратегическим соображениям поддержку советского правительства. Президиум ЦИК СССР 28 марта 1928 года принял решение возложить на Комзет руководство еврейским заселением Биробиджанского района. В период массовых репрессий середины 30-х годов деятельность Комзета была практически прекращена, а летом 1938 года он был ликвидирован.

Несколько слов о герое русско-японской войны, легендарном командире еврейской самообороны и общественном деятеле Иосефе Трумпельдоре (1880 — 1920). О его жизни, полной событий и неожиданных поворотов (например, в 1906 году, несмотря на его еврейское происхождение, Иосифу был присвоен офицерский чин, а за воинские заслуги он был удостоен нескольких высших военных орденов, включая Георгиевский крест) можно рассказывать долго. Коснемся лишь нескольких эпизодов.

Трумпельдор посвятил себя созданию в России движения Хе-Халуц. На первом съезде учрежденной организации в 1919 году Трумпельдор был избран ее председателем и выступил с предложением ввести военную подготовку для ее членов. В том же году Трумпельдор покинул Россию и направился в Израиль. Когда арабские повстанцы, действовавшие против французских властей Сирии, стали угрожать еврейским поселениям в Верхней Галилее, Трумпельдору было поручено организовать защиту этих поселений.

1 марта 1920 года значительные силы арабов подошли к Тель-Хаю. Во время переговоров с их лидерами завязалась перестрелка, в ходе которой Трумпельдор был ранен в живот. Бой продолжался весь день, и лишь вечером Трумпельдор вместе с другими ранеными был эвакуирован в Кфар-Гилади, однако в пути умер. Поселенцы из Крыма, прибывшие вскоре после гибели Трумпельдора, создали Рабочий батальон имени Иосефа Трумпельдора и назвали основанное ими поселение Тель-Иосеф. Для израильтян Трумпельдор навсегда остался символом патриотизма и халуцианского героизма. Представители самых разных политических течений в Израиле чтут Трумпельдора как своего учителя и предтечу.
«Но причем тут степное село в Крымском Присивашье?», — задаст вопрос нетерпеливый читатель. Несмотря на отдельные проявления антисемитизма, в период гражданской войны положение евреев в Крыму было сравнительно устойчивым, что привлекало многочисленных еврейских беженцев как с Украины, так и из Центральной России. В этот период еврейское население Крыма удвоилось и достигло 100-150 тысяч человек.

Относительная стабильность положения еврейского населения способствовала усилению сионистской деятельности в Крыму, благодаря пребыванию тут Трумпельдора (май-август 1919 года). Установление в апреле-июне 1919-го на территории Крыма, кроме Керченского полуострова, советской власти не помешало Трумпельдору основать отделения Хе-Халуца, создать хахшарот (центры по подготовке к сельскохозяйственному труду в Земле Обетованной) в районе Джанкоя и заняться организацией алии халуцим.

В октябре 1922 года возле железнодорожной станции Колай (ныне Азовское) была основана первая земледельческая халуцианская коммуна Тель-Хай. Сейчас это село Октябрь в нескольких километрах северо-восточнее Майского. Расширение хозяйственной деятельности Тель-Хая привело к организации новой земледельческой коммуны (в рамках легального Хе-Халуца) — Ма’ян. Раскол в Хе-Халуце привел к расколу коммуны Тель-Хай. В апреле 1924-го группа бывших членов Тель-Хая, которая присоединилась к нелегальному Хе-Халуцу, основала коммуну Мишмар вблизи Джанкоя.

В середине 1920-х в четырех земледельческих коммунах Крыма было свыше 300 членов. Влияние халуцианских коммун ощущалось во многих новообразованных еврейских колониях и артелях Крыма, и в некоторых из них (например, в сельскохозяйственном товариществе Хаклай, основанном в 1923 году вблизи коммуны Тель-Хай) появились отделения Хе-Халуца.

Михаил Михайлович Непомнящий рассказывает, что его отец переселился в Хаклай в 1925 году. Год спустя начали строить дома — на средства Агро-Джойнта. Их называли «комзетки», некоторые остались в Майском до сих пор — основательные, с красными черепичными крышами. В кассе бралась льготная ссуда, потом выплачивались деньги государству. «Даже после войны, на которой погиб отец, мама долго еще выплачивала их. В Колае работал один еврей в банке, так он при эвакуации эти долговые обязательства забрал с собой и сохранил. То-то его после войны бранили — все пропало, а долги остались...» — с иронией в голосе рассказывает ветеран.

Деньги давались и на приобретение рабочего скота — пары волов, на мелкий инвентарь, на покупку коровы. Каждому поселенцу выделяли большой усадебный участок. До 1930 года в деревне каждый колонист вел единоличное хозяйство. Большинство из них — бедняки, самые работящие и инициативные — середняки. «Кулаков не было, но накануне сплошной коллективизации нескольких кулаков все же назначили, в том числе нашего соседа Кормана, пропадавшего с домочадцами на своих десятинах с зари до зари, в холод и жару», — пишет М. Выгон.
На начало 1929 года был образован Майфельдский сельский совет, который стал руководящим центром всей жизни села. Большую роль сыграли члены сельского совета в коллективизации сельского хозяйства. В июле 1930 в южной части села было образовано Товарищество совместной обработки земли (ТСОЗ). В январе следующего года по инициативе группы бедноты в ТСОЗ объединились 17 крестьянских хозяйств части села. В Товарищество вошло 70% жителей.
В январе 1932 года возникло хозяйство «Майфельд», в котором числилось 63 члена и 239 едоков. Весной 1932 года все землеобрабатывающие хозяйства (а их было 68) вступили в колхоз. В объединенном колхозе увеличилась площадь под зерновые — озимыми было засеяно 540 гектаров, а общая площадь посевов через год стала составлять 925 га. В те годы значительно выросло поголовье лошадей, была создана молочно-товарная ферма. С осени 1932 года на полях колхоза работала тракторная бригада Колайской МТС. На площади в 40 гектаров был заложен виноградник.

В 1934 году в Майфельде построили водопровод, а через 2 года дала ток колхозная электростанция. В конце 1930 года на средства самообложения был создан красный уголок, тут были газеты и журналы, регулярно устраивались доклады и лекции учителей, врачей, агрономов. С 1932 года работала изба-читальня, а с 1934 — клуб.

Когда рассказываешь кому-то о евреях-колхозниках, часто видишь округлившиеся глаза. Не привыкли люди к таким поворотам истории. А ведь именно в первые годы советской власти евреи из разных городов и местечек создавали в засушливой крымской степи свои компактные поселения с пашнями и огородами, виноградниками и садами, с водопроводом и электричеством, со школами на родном языке, клубами, библиотеками. После коллективизации здесь закономерно возникали колхозы. Увы, в советское время история этих колхозов замалчивалась, а жаль — в ней было немало интереснейших страниц. Драматических, даже трагедийных, но и светлых, полных надежд тоже. Как, например, деятельность благотворительных организаций в сельском хозяйстве Крыма предвоенных лет.

Сергей Степной



Источник:www.bospor.com.ua
Написал: admin   Дата: 2009-08-26 14:58

Комментарии Майское: три события крымской истории и не только...  Комментарии:

Страницы комментариев:

Комментарий публикации на сайте 1.   Разместил boroda   2009-09-16 18:37     

Люди,Вы живёте в таком прекрасном месте-Вы живёте в Крыму!!!!!!!!!!!!!Лично я сам родился в 1977 в Полевом,всё детство провёл в Ваших краях.Для нас пацанов было огромным удовольствием и счастьем съездить на велосипедах в Азовск-ты же попадал в ГОРОД,а какое вкусное мороженное бабушка привозила.Вот в данный момент живу в Белоруссии в Минске,но каждый год приезжаю-хоть проехаться по столь дорогим местам.Единственное что огрчает что всё приходит с каждым годом в уныние,можно сказать в упадок.Берегите свой маленький городок!!!!!!!!!!!!!!!!!

Комментарий публикации на сайте 2.   Разместил Анонимный   2010-01-04 21:02     

Евреев в Крыму ,как извесно и по сей день ,наверно, десятки тысяч.Есть и в северных степях,много городского населения,много горских.Многие из них являются метисами от татар,русских ,украинцев.Караимы, например ,имеют историко-религиозную близость с иудеями.(возможно спорную).Но что я хочу заметить ,Крым то находится в финансовом,производственном и экологическом упадке.Так что наличие "мудрого" народа ,увы ничего не решает .Это всего лиш представители разношерстнной ,многослойной и разноцветной этнической массы.Хорошо или плохо это?Незнаю ,крым исторически имел множество этнических групп,взаимопомощь и противоречия которых были подобны слоеному пирогу.Кто-то возвышался за счет унижения других,а потом униженные мстили.Порой излише жестоко.Потом менялись разклады сил ,утихали войны были подьемы в экономике и снова упадок . Евреи и крым -это вовсе отдельная историческая тема.Кому интересно откройте еврейскую электорнную энциклопедию .Правда иудейские историографы ,порой ,кое-что привирают.Привет жаркой степи!!!

Населенные пункты Джанкойского района

Новости, события, факты
Джанкойские новости
Новости Крыма, крымские новости
Интересные новости Украины
Интересные новости и факты
Прогнозы и сценарии развития
Мужчина и женщина
Новости медицины. Здоровье
Астрология
Полезные статьи
Бизнес идеи, идеи бизнеса
Бизнес идеи: домашний бизнес
Бизнес идеи: сфера обслуживания
Бизнес идеи: ИТ бизнес
Бизнес идеи:Обработка материалов
Бизнес идеи:Бизнес в образовании
Бизнес идеи: печать, полиграфия
Бизнес идеи: игровой бизнес
Бизнес идеи: сельское хозяйство
Бизнес идеи: торговля
Бизнес идеи: туризм, отдых
Бизнес идеи: рекламный бизнес
Бизнес идеи: успешный бизнес
Бизнес идеи: мобильный бизнес
Бизнес идеи: высокие технологии
Джанкой
История Джанкоя
Характеристика Джанкоя
Образование Джанкоя
Образование: Школа-гимназия №6
Школа-гимназия №6: учительская
Школа-гимназия №6: ученики
Школьные новости
Выпускники
История школы
Методическая копилка
Родительский всеобуч
Джанкойский район
Майское: три события крымской истории и не только... Майское: три...
Джанкойский район АР Крым: административно-территориальное деление района Джанкойский...
Завет-Ленино, Завет-Ленинское Завет-Ленин...
Заречное Заречное
Яснополянское Яснополянск...
Яркое Поле Яркое Поле
Яркое Яркое
Вольное Вольное
Табачное Табачное
Светлое Светлое
Стальное Стальное
Роскошное Роскошное
Рощино Рощино
Просторное Просторное
Победное Победное
Новокрымское Новокрымское
Справочная
Джанкойцы
Услуги
Новости сайта
Каталог ссылок
Партнеры
Города и регионы
Ссылки пользователей
Полезные ссылки
Карты Крыма
Он-лайн магазины

По этой теме в Интернете: