Судьбу карьера под Карадагом в Крыму решит рабочая группа

Новость в соцсетях
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

карьерВ Крыму вновь разгорелись нешуточные споры вокруг добычи под Карадагом щебня. В 2013 году Совет министров Крыма дал разрешение фирме «Стройпрогресс» на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 7,3 га для создания карьера по добыче андезита у подножия горы Карадаг.

Однако экологи доказали крымским чиновникам, что создание карьера вблизи Карадагского заповедника нанесет серьезный ущерб экологии региона. После этого власти объявили об отказе от планов создания карьера и поиске новых мест для добычи андезита.

В текущем году план «Стройпрогресса» по созданию карьера около заповедника получил нового сторонника в лице главы министерства экологии и природных ресурсов Крыма Геннадия Нараева.

«С одной стороны, мы понимаем, что Крым должен быть экологически чистым, безопасным, в то же время стоит задача сделать Крым самодостаточным, а без развития минерально-сырьевой базы мы понимаем, что Крым самодостаточным не будет», — пояснил свою позицию министр экологии и природных ресурсов.

Против карьера выступает Госкомитет по лесному и охотничьему хозяйству Крыма, считающий, что разработка карьера нанесет непоправимый экологический урон.

Кроме того, что планы добычи щебня не вписываются в планы правительства по созданию в этом регионе Крыма Коктебельского туристического кластера.

В Коктебеле предполагается создать цельный туристический архитектурно-культурный кластер с учетом исторического, культурного и архитектурного наследия этого города. Проект, разработанный Московским архитектурным институтом в виде 3D-модели, предполагает, помимо улучшения дорожной сети и строительства центральной канализации, создание нового «старого города» в районе Восточной набережной за холмом Юнге. Набережную Коктебеля планируется расширить за счет сноса заборов и объектов со стороны моря, которая будет заканчиваться яхтенной мариной у подножия Карадага.

Транспортную инфраструктуру дополнит аэродром для малой авиации на горе Климентьева, в Тихой бухте разместится кемпинг и амфитеатр, а масштабная застройка ждет бухту Двуякорная, с возведением многоэтажных домов и объектов социальной инфраструктуры.

Реализация проекта рассчитана до 2020 года. Государственные инвестиции составят 2,5 млрд руб.

Непосредственное строительство намечено на 2017-2020 годы. В 2015-2016 годах пройдет разработка генплана городского округа Феодосии, частью которого будет Коктебель.

Строительство карьера по добыче щебня у подножия Карадага не должно противоречить созданию Коктебельского туристического кластера, считает заместитель министра РФ по делам Крыма Андрей Соколов.

Комментируя позицию министерства экологии Крыма относительно того, что экологическая угроза Карадагскому природному заповеднику и Коктебелю от разработки месторождения андезитов уступает по значимости задаче сделать Крым самодостаточным регионом, замминистра назвал ее «позицией отдельных должностных лиц».

«На самом деле, это позиция отдельных должностных лиц, и далеко не очевидно, что такова позиция и Совета министров Крыма и федеральных органов власти по этому вопросу, – подчеркнул он. – Каждое решение должно приниматься с изучением всех плюсов и минусов. Надеюсь, что и в этом вопросе найдем оптимальное и с учетом общественного мнения, и с учетом перспектив развития Коктебельского кластера».

По мнению Соколова, в Крым в любом случае придется завозить строительные материалы, и один карьер по добыче щебня не обеспечит стройки щебнем.

«Есть другие способы доставки их с материковой части Российской Федерации, тем более, что один этот карьер погоды абсолютно не сделает в тех масштабных стройках, которые планируем в рамках ФЦП», – указал он.

 

ООО «Стройпрогресс» связывают с депутатом двух созывов парламента Крыма, владельцем телеканала ТВ FM Фрунзе Мардояном, пишет Крыминформ.

За лицензию на 5 лет  в 2012 г. «Стройпрогресс» заплатил в госбюджет Украины около 30 тыс грн (около 4 тыс долларов). Промышленный участок по документам занимает 50 га, из которых под геологоразведку отводится 20 га. Карьер по добыче строительного камня расположится в 630 метрах от Карадагского заповедника.

 

Из карьера «Стройпрогресс» планирует получить 3 млн куб м особо прочной строительной щебенки. На строительстве карьера и добыче щебня планируется задействовать около 100 работников, и после истощения запасов через 7 лет предприятие будет закрыто.

По мнению ученых, подрывные работы и открытый карьерный способ добычи неизбежно покроют базальтовой пылью виноградники, повысят заболеваемость в поселке специфическими бронхо-легочными болезнями горнодобывающих регионов, а опасность взрывных работ на сейсмоопасном участке в отрогах потухшего вулкана не поддается оценке.

Сомнительна и экономическая целесообразность этого проекта.

Экономическую выгоду от добычи андезита поставил под сомнение представитель Национальной академии природоохранного и курортного строительства Николай Любомирский.

По его словам, затраты на добычу андезита делают его дороже любого другого щебня, а при контакте с щелочной средой в бетонном растворе он делает цемент хрупким и быстро разрушающимся.

Наличие примесей глины в породе потребует промывки щебня, и остро встанет проблема поставок технической воды и утилизации шлама.

Хотя два года назад правительство Крыма полностью отказалось от идеи создания карьера в районе Карадага, отменив землеотвод, сегодня этот вопрос вновь открыт.

По словам Главы Республики Крым Сергея Аксёнова, возможность разработки карьера под Карадагом определит рабочая группа. Об этом Сергей Аксёнов сообщил сегодня на брифинге в Симферополе.

«На место выедет рабочая группа, в состав которой войдут министр экологии и природных ресурсов Крыма Геннадий Нараев, Председатель Общественной палаты Крыма Григорий Иоффе, депутат Госсовета от Феодосийского региона Евгений Михайлов, представитель компании «Стройпрогресс», депутат Государственного совета Республики Крым Фрунзе Мардоян. Они всё на месте осмотрят, определят удалённость, как будет вывозиться щебень. С точки зрения сырьевой базы – нам карьер нужен. Но если будет установлено, что в результате разработки природе будет причинён непоправимый вред, то мы этого делать не будем, придётся искать другие варианты», – сказал Глава республики.

Аксёнов отметил, что при создании карьера будет учтено общественное мнение и мнение учёных.

«Необходимо составить точку зрения на основании реальных данных. Сегодня всем предоставлена уникальная возможность, членам академии наук в том числе. Но надо, чтобы учёные были нацелены на конструктив», – пояснил Глава республики.

Сергей Аксёнов добавил, что если карьер будет создан, в дальнейшем будет выполнена его рекультивация.

Читайте также:

1 комментарий

  1. Правда:

    Экология или коммерция. Вот в чем вопрос. И сколько же министру экологии откатили, что он так усердно за добычу и чтобы гору сравнять с уровнем моря. А откатили серьезно и не только ему. Данецкие более совестливее были оказывается. Пожалели природу и Передумали . А залетные новые русские из Расеи раздеребанят и лахнут из Крыма, а потомки будут пожинать плоды этой трагедии