В Джанкойском районе Крыма ждут приезда Путина

Новость в соцсетях
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Констанцский полкВ поселке Вольное Джанкойского района Крыма отметил 75-летие 5-й гвардейский морской ракетоносный Констанцский ордена Отечественной войны авиационный полк, расформированный после распада СССР 15 ноября 1994 года. О праздновании юбилея полка рассказало сетевое издание «МК в Крыму».

Ветераны полка собрались здесь, чтобы почтить память своего полка: 75 лет со дня его основания и 20-летие его расформирования.

ветераны полка

— Третьего апреля, в день Гвардии, собравшиеся ветераны полка единогласно избрали нашего президента Владимира Путина почетным гвардейцем, — обратился к собравшимся однополчанам Председатель совета ветеранов военно-воздушных сил Черноморского Флота Василий Лобов, отдавший Констанцкому полку часть своей жизни. — Мы ждем, когда он приедет и вручит настоящее боевое знамя с приказом о новом формировании полка.

В далеком 1939 году возле колхоза «Фройлебен», основанного в 20-х годах прошлого столетия немцами-колонистами в степях Джанкойского района, был построен аэродром подскока с грунтовой взлетно-посадочной полосой, принявшей первые самолеты уже в мае 1940-го. Место для воздушной гавани выбрали не случайно – военных специалистов заинтересовала роза ветров, благоприятствовавшая полетам авиации. В военное время полк громил немецких оккупантов на море: совершено 4668 вылетов, уничтожено 600 врагов, 184 самолета, 1 эсминец, 10 транспортеров, 192 танка, 705 автомашин, 63 вагона, 8 орудий, 105 минометов, 190 складов, 2 переправы и 4 пристани. Первому на Черном море полку присвоено звание Гвардейского. 11 летчиков и штурманов получили высокое звание героев СССР. В послевоенные годы авиаторы полка выполняли интернациональные задания в странах Азии и Африки.

— После окончания войны, в 1956 году, полк переучился с дальнего бомбардировщика ДБ-3Ф на самолеты ТУ-16, – вспоминает генерал Петр Гудымов, командовавший полком до 1988 года. — В 85-м году, по решению МО, полк, став первым в морской авиации, переучился на сверхзвуковые самолеты третьего поколения — ракетный комплекс ТУ-22м3. Достаточно сказать, что самолет взлетной массой в 170 тонн был способен нести 24 тонны бомб и три ракеты дальностью 500 км.

Расположенный глубоко в степи, «Каранкут» — аэродром полка — был единственным в Крыму, который готовился под посадку орбитального корабля-ракетоплана «Буран».

По иронии судьбы, последний парад авиаторов-гвардейцев прошел на площади Победы в день рождения полка — 15 ноября 1994 года. После расформирования полка 19 самолетов Ту-22м3 отошли России, а 20 — Украине.

Окончательную точку в истории полка поставили в апреле 1995 года, когда в нем оставалось 5 самолетов, предназначенных для списания, а уже в августе от большинства построек гарнизона камня на камне не осталось.

До 2000 года на территории аэродрома проводились соревнования первенства Украины по картингу, позже территорию выкупила частная фирма, построившая на взлетной полосе инкубаторы птицефабрики.

На собственные средства ветераны полка приобрели копию боевого знамени полка. После торжественного построения флаг передали на хранение в музей полка, который базируется здесь же в бывшем гарнизоне.

кабина пилотаЗародившийся, как комната боевой славы, музей создавали всем поселком.

Первое, что бросается в глаза – тренажер-имитатор настоящей кабины пилота. Маленькие и большие циферблаты поблескивают в свете ламп, десятки кнопок, рычагов и тумблеров манят прикоснуться, переключить, пощупать. Так и хочется сесть в кресло пилота, положить руки на принадлежавший боевой машине штурвал и хотя бы на минутку почувствовать себя авиатором. И ведь можно же – в этом музее трогать экспонаты не запрещают.

Фотографии военных и мирных времен полка на стендах, парадная форма и летный костюм на манекенах, наградные письма и грамоты, но не это заставляет замереть на месте, а диорама, сделанная силами местных жителей: горящий самолет, таранящий вражеский танкер в районе Констанца.

— Повторивших подвиг Гастелло много, но их никто не помнит — рассказала нам одна из создателей диорамы Алла Колосовская – Это экипаж Беликова, уничтоживший противника ценой своей жизни. Остальных мы записали на рамке диорамы.

подвиг БеликоваСоздавалась картина около года, помогали все – мужчины таскали камни для имитации скал, а дети собирали веточки для растительности. Привезли сюда и горсть земли с Сапун-горы.

За годы послевоенного существования крушение потерпели всего два полковых самолета: в одном случае спасся весь экипаж, во втором – погибло 3 человека. Но не любят вспоминать об этом авиаторы. Зато с удовольствием перебирают в памяти курьезы и моменты, навсегда оставшиеся в сердце.

— Больше всего мне нравилось вылетать с наступлением темноты, особенно летом, — вспоминает старший прапорщик Владимир Удалов. — Когда мы набирали максимальную высоту – 13 тысяч метров над землей — наверху еще солнышко светило, а внизу ночь темная. Так красиво – дух захватывает.

— А у нас отряд был — их называли толстолобиками. Нам тогда только самолеты поставили на вооружение – у них внизу торчат похожие на рога ультразвуковые антенны радиостанции. Оружейники что-то ковырялись там, и в темноте один из них врезался ребро антенны. Голове ничего, а антенна сломалась. Ну и назвали их всю группу толстолобиками, и оно приклеилось, — смеется гвардии прапорщик Комисаренко.

Командир авиаотряда летчик первого класса Александр Быстрицкий вспомнил об учениях в Сазопле (Болгария), за которыми наблюдали представители стран Варшавского договор. Перед пилотами поставили задачу уничтожить два больших линейных корабля, списанных бомбовым ударом. Пары самолетов ТУ-16, заряженных боевыми фугасными бомбами ФОБ250ШН, шла в плотном строю дозаправки.

— Наметили нам основную и запасную цель, потом должна была быть стрельба со стрелкового оружия, — говорит командир. — Условия были сложные, большой ливень с грозой и градом. Мы парой шли с минутным интервалом, четыре пары. Лазарев, Мостак, Ширяев и Быстрицкий. Первый и второй экипаж не увидели цель из-за ливня, экипаж Ширяева принял решение снизиться немного и в разрывах дождя и облаков увидел корабль. Я уничтожил вторую запасную цель. Потом мы полетели на полигон Железный порт, они освободились и освободили по 16 бомб каждый. Зрелище было ужасающее, когда эти бомбы взрывались одновременно на земле…

Памятник погибшим авиаторам полка. Фото Катерина Трутько

Памятник погибшим авиаторам полка. Фото Катерина Трутько

Читайте также:

комментариев 29

  1. Аноним:

    Для чего ему туда ехать? Курей кормить?)

    • Аноним:

      «Курей кормить»!!!!!!!))))))))))))))))) +100

    • Аноним:

      улыбнуло)) а вообще мои знакомые «патриоты» ждут когда те фермы снесут, и там снова буде гарнизон.

    • Аноним:

      Зато все куры уже выщипали себе все перья, чтобы показать, кто из них больше исхудал от любви к петуху!

  2. Lenuar1:

    Автору хочется выдать желаемое за действительное в части ТТХ самолёта.
    Википедия:
    Нормальной боевой нагрузкой являются две ракеты Х-22 или бомбы в грузоотсеке массой до 12 000 кг.
    Масса: пустого самолета: 68000 кг
    нормальная взлетная: 112000 кг
    максимальная взлетная: 126000 кг
    топлива: 53550 кг

    • Дмитрий:

      Существенное замечание, сразу испортилось впечатление от статьи, такая ошибка в самой важной части.
      Только вот уважаемый критик не знает что википедия это не большая советская энциклопедия и не Кирилла и Меффодия и даже не Брокгауз и Ефрон. Википедию пишут читатели, в том числе и Вы можете зарегистрироваться и дописать свою часть.
      А вот профильный авиационный сайтик как раз за 24 тонны оружия:
      Вооружение:  
      одна 23-мм пушка ГШ-23Л
       боевая нагрузка — 24000 кг (максимальная) и
       12000 кг (нормальная)
       1-3 УР типа Х-22М
       10 аэробаллистических ракет Х-15
      http://www.airwar.ru/enc/bomber/tu22m3.html

      Учите матчасть, господа. Из первоисточников, а википедия это для детей.

  3. Аноним:

    «Место для воздушной гавани выбрали не случайно – военных специалистов заинтересовала роза ветров, благоприятствовавшая полетам авиации.»
    1) Роза ветров существует в любой местности мира.
    2)Роза ветров — позволяет выявить направление преобладающего ветра, который учитывают при строительстве взлётно-посадочных полос аэродромов.
    Так что в пгт. Вольное нет ничего особенного для приезда президента.

  4. Аноним:

    «Расположенный глубоко в степи, «Каранкут» — аэродром полка — был единственным в Крыму, который готовился под посадку орбитального корабля-ракетоплана «Буран».»
    И тут желаемое. Википедия: Для посадок космоплана «Буран» была специально оборудована усиленная взлётно-посадочная полоса (ВПП) на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Кроме того, были серьёзно реконструированы и полностью до оснащены необходимой инфраструктурой ещё два основных резервных места приземления «Бурана» — военные аэродромы Багерово в Крыму и Восточный (Хороль) в Приморье.

  5. Lenuar1:

    Дмитрий))) Учите матчасть, господа. Из первоисточников, а википедия это для детей.
    Принял к сведению… Достаточно сказать, что самолет взлетной массой в 170 тонн.
    http://www.tupolev.ru/tu-22m3 — Максимальная взлетная масса, т. 124.
    Учить матчасть не испытываю желания (зачем), благо имею хорошую профессию, а истина она и Джанкойском районе истина.

    • Дмитрий:

      Lenuar1))) Вы в каком сонете моего комментария прочитали по поводу 170 тонн? Об этом я не написал, так как и на официальном сайте и на предложенном мною и в той же википедии про 170 ровно ничего не написано, а вот о вооружении 24 тонны говорится. Уважаю Вашу хорошую профессию и жажду истины, но не мнение википедии. А что касается подготовки для приема бурана я больше доверяю словам старых служивых чем той же википедии, так как вполне могла быть в свое время дана команда быть готовым к приему бурана, но на биллбордах этого не писали и в рекламе не рассказывали, вот и не знает об этом википедия, а вот старожилы об этом помнят, а по поводу розы ветров — она то есть везде, но не везде благоприятная для полетов. Например в Щелкино она тоже есть, но благоприятная для ветроэлектростанций, там пол года ветер дует не умолкая, при таком ветре полеты для большинства самолетов невозможны.

      • Аноним:

        Именно поэтому, в Щелкино, большие знатоки ТТХ решили,постановлением Политбюро ЦК, строить атомную, а не ветряную или гелио- станцию. Именно на геологическом разломе! А их потомки, владеющие всем и вся, именно сейчас говорят всем нам, что они лучше знают, как нам всем жить.
        Именно такие знатоки ТТХ , в недалеком прошлом, допустили Арал и Чернобыль. Допустили в погоне за премиями, дивидендами и почетными званиями и грамотами .
        И опять у нас в Джанкое бывшие торгаши, экологи и ВОХРовцы в первых рядах строителей «светлого» будущего.
        Отличительная характеристика- отсутствие совести, словоблудие и исключительный цинизм.

  6. Lenuar1:

    Дмитрий))) Говорим предметно о ТТХ самолёта и компетентности автора этой славной статьи. Переход на личности в данном случае неуместен. Уважаю профессионалов во всём. Что до бряцающих оружием, лично в период с 20.11.2014 по 29.11.2014 в кардиологическом отделении ЦРБ г.Джанкоя наблюдал температуру в палатах +9С. Может быть стоит сначала улучшить жизнь людей в городе, а лишь потом заниматься фаллометрией ТТХ самолётов 1969 создания?

    • Аноним:

      Да кому интересна жизнь людская? Как живут другие, незнакомые мне люди мне настолько не интересно…Вот Украина в Крым ничего не вкладывала! Только Крым обдирала! Кто хотел жить нормально и при Украине чувствовал себя не плохо.Идейных еденицы. Они смогли собрать лузеров, воодушевить их идеей присоединения к богатой стране и при прямой поддержке этой страны присоеденились к ,,счастью».Но что бы быть великой страной надо долго и упорно работать. 10,20,30 лет. если надо и два поколения, и три. Расчитывать на величие страны при цене 120 дол. за баррель как -то глупо. Я читал Немцова и запомнил одну фразу. При цене на нефть 150 долларов и я бы был великим реформатором. Но при моем премьерстве нефть стоила 18 долларов. А Ту22 считался очень долгое время лучшим самолетом в своем классе. Он не участвовал в конфликтах20 с лишним лет. За это время морально устарел. В первом же конфликте с его участием(война в Грузии) его опрокинули грузины без проблем. Точно не помню, но по моему экипаж(4 чел) погиб.

      • Аноним-2:

        Чего там про «ничего не построила»?Кто построил дорогу и мост(вместо переезда, где ездил автобус № 1, по Совхозной кто еще помнит?) Хороший мост на кладбище.

      • Аноним:

        а разве ещё не при союзе мост построили?

      • Аноним:

        При союзе был мост под названием «Прощай, Родина!» Лютая половина школиев испытывала неподдельный страх при подъеме на него. При разборке оного советского шедевра были обнаружены еще «царские» рельсы производства завода Демидова.

      • Аноним:

        ну если не при союзе, то точно где то в 91-93. Тогда много чего строилось, так как бабло ещё всё не успели своровать. Я например помню сколько многоэтажек построено было с 91 по 96 год. А потом с 96 по 2014 -настал болт, точнее всего две, в городке военная 9 этажка и на Интернациональной 5 этажка..

      • Аноним:

        Нет, этот мост построили уже в десятых годах, как и новый вокзал. Строить у нас невыгодно. Рыгоаналы сделали все, чтобы взятки убили экономику и доверие к власти. То же самое будет и при рыго-едорасо-перекрашках. Недолго это все продержится. Для «пробы пера» (если вы русский человек): попробуйте получить у русской власти, кусочек русской земли в новом русском Джанкое, чтобы построить дом для русской семьи. При том скотском отношении к земле, бЕндеровцы вам покажутся вполне себе порядочными товарищами.

      • Аноним:

        Мост на Залинию построили в десятых годах? Да ты бредишь дядя! Его построили в начале девяностых! Если ты будешь спорить об этом факте, то ты мягко говоря дурак.

      • Аноним:

        Ребенок, был бы постарше — знал бы) Мост от пригородного вокзала построили уже в десятых. До этого был старый и очень плохой мост. Автомобильный мост от танка до ЦРБ — при совке. А сейчас вообще ничего не строится.

      • Аноним:

        Да никто не говорил про пешеходный мост для нищебродов, кому он нужен, имелось ввиду настоящий мост, для «бибик». Понял дитя, знаешь, что такое «бибика», тебе уже мама показывала картинки?

        Если твой мозг работает, то читай с чего началась дискуссия, и какой мост имелся ввиду-

        Аноним-2 13.12.2014 в 18:29
        Чего там про «ничего не построила»?Кто построил дорогу и мост(вместо переезда, где ездил автобус № 1, по Совхозной кто еще помнит?) Хороший мост на кладбище.

        Если ещё не дошло- «МОСТ ВМЕСТО ПЕРЕЕЗДА»

  7. Н.:

    Аноним (16.52), о каких девяностых годах речь? Вы в Джанкое хоть проездом бывали?!

    • Аноним:

      Мля, ещё одно чудо вылезло. Если Вы всю жизнь пешком проходило, то пойдите например в управление ДЭУ и спросите когда построен мост на Залинию. А в Джанкое я родился, и уже в 90 ездил по этому мосту, пока Вы на Залинию через пути скакали.

      • Аноним:

        Вы говорите про автомобильный мост, а мы про пешеходный.

      • Аноним:

        Попытка номер 2…

        Разговор в этой ветке о мосте начался после вот этого коммента- Аноним-2 13.12.2014 в 18:29

        В нём ясно написано- «МОСТ ВМЕСТО ПЕРЕЕЗДА»

        Для меня как то странно воспринимать новый пешеходный мост сделанный вместо старого ЖД переезда.
        Теперь понятно, что несколько невнимательных особ типа Н., просто перепутали мосты.

      • Н.:

        Хамло, в моём комменте не говорилось ничего оскорбляющего конкретно тебя. Высказывания типа «чудо, ходило, вылезло» оставь при себе. Сначала научись нормально разговаривать, а потом лезь на сайт.

      • хам:

        Забыл у тебя спросить, что мне делать и куда лезть.
        * Лучше не плачь, а научись читать ветку прежде чем умничать в ней.

  8. Паромщик:

    Мост вместо переезда построен 84-году и не позже

    • Аноним:

      Ну хоть один точную цифру написал. Я например точной даты не помню, помню лишь как малым с батей ездил через переезд, когда моста ещё не было.