Первые письменные упоминания о Джанкое (в переводе с тюркского — «милая деревня» или «новая деревня») встречаются в документах за 1855 год. В книге Джеляла Челеби «Баштан язы» («Историческая топонимика Крыма») дается такое толкование: джаны — новый; кой — село, селение, деревня, то есть «новая деревня». Само название Джанкой, несмотря на то, что таких было много в Перекопском, Феодосийском и в других уездах Таврической губернии, сохранилось только за нашим городом.
На 1865 год в Джанкое, входившем в состав Перекопского уезда Таврической губернии, насчитывалось 20 дворов и 114 человек населения (53 мужчины и 61 женщина). Это были, в основном, немцы-колонисты, занимавшиеся преимущественно земледелием и животноводством. Наделы колонистов составляли в среднем 60-65 десятин земли на двор.
Если бы не строительство Лозово-Севастопольской железной дороги, начатое в 1871 году, Джанкой еще долго оставался бы незаметной деревушкой.
Строители жили в деревянных бараках и землянках, расположенных у самого полотна железной дороги.
Эти строения образовали в Джанкое одну из первых улиц — Крымскую, сохранившую свое название до наших дней.
2 июня 1874 года Лозово-Севастопольская дорога вступила в строй. Джанкой — одна из ее станций — теперь был связан железной дорогой с центральными районами России и Симферополем.
За годы губернаторства в Таврической губернии Петра Михайловича Лазарева (30.12.1889—19.12.1901) Джанкой из новой деревний постепенно превращается в небольшой городок. В 1892 году, после завершения строительства линии от Джанкоя до Феодосии, станция стала узловой.
На фотографии конца XIX- начала XX века —пожарная каланча в поселке Джанкой. В эти годы в Джанкое была построена самая крупная в Крыму мельница. Строились и мелкие промышленные предприятия, ларьки и магазины.
К 1892 году в Джанкое насчитывалось около 50 мелких торговых предприятий.